Вход на сайт
440521, Пензенская область, Пензенский район, р.п.Золотаревка, ул.Охотничья, 1. Т.: 8 (8412) 38-98-14
Карта сайта
Версия для слабовидящих   |   Размер шрифта ААА   |   Цвет сайта ЦЦ
Главная » Противодействие коррупции » УВОЛЬНЯЕМ ВЗЯТОЧНИКА

УВОЛЬНЯЕМ ВЗЯТОЧНИКА

Одним из серьезных преступлений против государственной власти и интересов муниципальной службы является получение взятки, которое относится к нарушениям законодательства о противодействии коррупции и за которое установлена уголовная ответственность. Такой служащий, конечно, подлежит увольнению. И даже если в действиях служащего нет состава преступления и он никакой взятки не брал, его все же могут уволить, если работодатель выяснит, что он не соблюдал требования к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. О том, что понимается под взяткой, в каких случаях, связанных с взятками, гражданский или муниципальный служащий может быть уволен и как должно осуществляться такое увольнение, расскажем в статье.

 

Что такое взятка?

 

Определения понятия "взятка" законодатель не дает. В энциклопедическом словаре взятка определяется как принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения. Исходя из положений УК РФ взятка может предоставляться в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера. На практике это бывают:

1. Предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, машины, бытовая техника, квартиры, дачи, гаражи, земельные участки и иная недвижимость.

2. Услуги имущественного характера - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата других расходов.

Взятка может быть предоставлена в завуалированной форме, например, как банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты, льготный кредит, завышенные гонорары за лекции, статьи, уменьшение арендной платы и т.д.

В некоторых случаях взяткой будет считаться и подарок.

 

Обратите внимание! Для государственных и муниципальных служащих установлен запрет на получение подарков стоимостью свыше 3 000 руб. Но запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (ст. 575 ГК РФ).

 

Основным отличием подарка от взятки является его безвозмездность. Взятка же дается за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу дающего или представляемых им лиц. То есть должна иметься связь между действием и взяткой. При этом не имеет значения, что произошло в первую очередь - получение взятки или действие, главное, чтобы до совершения действия между лицами была договоренность.

Согласно нормам законодательства взяточничество включает в себя получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве. Эти деяния являются тяжкими преступлениями, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Уголовная ответственность

 

Итак, Уголовным кодексом предусмотрены следующие виды преступлений, связанные с взяткой:

- получение взятки (ст. 290);

- дача взятки (ст. 291);

- коммерческий подкуп (ст. 204).

Отметим, что под коммерческим подкупом также понимаются деньги, ценные бумаги, иное имущество или имущественные права, услуги имущественного характера.

 

Обратите внимание! К уголовной ответственности за получение взятки может быть привлечен только представитель власти (муниципальный или государственный служащий любого ранга) или лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, муниципальных и государственных организациях и учреждениях.

 

Как характеризуются эти преступления и какая уголовная ответственность за них предусмотрена, представим в таблице.

 

Преступление

Характеристика

Ответственность

Получение взятки

Преступление, которое заключается в получении должностным лицом, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо услуг имущественного характера, предоставлении иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия этого лица

- штраф в размере от 25-кратной до 100-кратной суммы взятки;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

- лишение свободы на срок до 15 лет

Дача взятки

Преступление, которое заключается в даче взятки должностному лицу, лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу)

- штраф в размере от 15-кратной до 90-кратной суммы взятки;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

- лишение свободы на срок до 12 лет

Коммерческий подкуп

Преступление, которое заключается в незаконной передаче коммерческого подкупа лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (в том числе когда по указанию такого лица производится подкуп иного физического или юридического лица), за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица

- штраф в размере от 10-кратной до 90-кратной суммы коммерческого подкупа;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

- лишение свободы на срок до 12 лет

 

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" (далее - Постановление N 24) ответственность за получение взятки наступает:

1. За совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. При этом под таким действиями (бездействием) понимаются действия (бездействие), которые должностное лицо имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

2. За способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию), которое выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

3. За общее покровительство или попустительство по службе. Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

При этом подобные действия (бездействие) могут быть совершены в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, его организационно-распорядительные функции.

4. За совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие), которые совершены этим лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются этим лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Например, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности.

В Постановлении N 24 определено и такое понятие, как вымогательство взятки, под которым понимается не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции, дать взятку, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

 

Обратите внимание! Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям (п. 7 Постановления N 24).

Обязанность предотвратить конфликт интересов

 

Итак, получение служащим взятки является коррупционным правонарушением и неразрывно связано с таким понятием, как конфликт интересов. В силу ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью служащего понимается возможность получения им или членами его семьи и родственниками доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).

Для государственных и муниципальных служащих установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

И первое, что должен сделать служащий, - это уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только узнает об этом.

 

Обратите внимание! Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение этой обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности по законодательству РФ (ч. 1, 3 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).

Принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов обязан и представитель нанимателя (работодателя), если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения служащего, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной конфликта.

Осуществляется предотвращение и урегулирование конфликта интересов и путем отвода или самоотвода служащего (ст. 11 Закона N 273-ФЗ).

В государственных и муниципальных учреждениях, как правило, существуют инструкции или памятки, как вести себя служащему для того, чтобы в первую очередь обезопасить себя от провокации взятки, и какие действия предпринимать, если взятку предложили.

Так, при предложении взятки служащим рекомендуется:

- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

- внимательно выслушать и точно запомнить предложенные условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

- не брать инициативу в разговоре на себя, больше "работать на прием", позволять потенциальному взяткодателю "выговориться", сообщать как можно больше информации;

- доложить о данном факте служебной запиской руководителю органа;

- обратиться с письменным или устным сообщением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.

В целях недопущения конфликта интересов служащим рекомендуется:

- внимательно относиться к любой возможности такого конфликта;

- принимать меры по его предотвращению;

- сообщать непосредственному руководителю о любом реальном или потенциальном конфликте интересов;

- принимать меры по преодолению возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с руководителем;

- подчиняться решению руководителя по предотвращению или преодолению такого конфликта.

Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение со службы (ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ), ч. 3.2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ)).

Порядок увольнения служащего за взятку

 

Говоря об увольнении за получение взятки, следует отметить, что здесь есть два варианта.

Первый: служащего привлекли к уголовной ответственности, исключающей замещение данной должности. В этом случае на основании приговора суда, вступившего в законную силу, гражданский служащий увольняется в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли сторон, - по п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона N 79-ФЗ из-за осуждения к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а муниципальный служащий - по аналогичному основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Второй: в действиях (бездействии) служащего не было состава уголовного преступления, но работодатель усмотрел в них состав коррупционного правонарушения. В этом случае увольнение осуществляется по инициативе работодателя и по другому основанию. Тогда предшествовать увольнению должен определенный порядок. Представим его в таблице.

 

Порядок увольнения

Муниципальный служащий

Гражданский служащий

Регламентирующие нормы

Статья 27.1 Закона N 25-ФЗ, нормативные правовые акты субъектов РФ и (или) муниципальные нормативные правовые акты

Статья 59.3 Закона N 79-ФЗ

Основания увольнения

1. Доклад о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы.

2. Рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию).

3. Объяснения муниципального служащего.

4. Иные материалы

1. Доклад о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы.

2. Рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию)

Условия увольнения

Должны учитываться:

- характер совершенного коррупционного правонарушения - тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено;

- соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов;

- исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

- предшествующие результаты исполнения служащим должностных обязанностей

Сроки увольнения

Установлены нормативными правовыми актами субъектов РФ и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, но, как правило, в соответствии с ТК РФ, то есть не позднее одного месяца со дня предоставления документов, являющихся основанием для проверки, не считая периода временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, других случаев отсутствия, когда за служащим сохраняется рабочее место, а также времени проведения проверки и рассмотрения материалов дела комиссией и не позднее шести месяцев со дня предоставления документов

Не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов, но не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения

Основание увольнения

Часть 2 ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ - в связи с утратой доверия

Пункт 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ

Если служащий получил в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), то он также может быть уволен, но основанием увольнения в этих случаях для муниципальных служащих будет п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой.

Для гражданских служащих основанием увольнения за несоблюдение ограничений и запретов тоже будет п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.

В заключение еще раз отметим, что коррупционным правонарушением, за которое служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы, считается не только сам факт получения взятки, но и непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он оказался. И самая первая из таких мер - несообщение работодателю о возникновении конфликта.

Не имеет значения для увольнения и то, возбуждено в отношении служащего уголовное дело или в этом отказано. Вынесение же в отношении служащего обвинительного приговора может повлиять лишь на основание увольнения. Основанием увольнения за коррупционное правонарушение будет доклад о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

При применении дисциплинарного взыскания работодателю следует учитывать характер коррупционного правонарушения - тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и т.д.

Также помните, что не допускается увольнение служащего по инициативе работодателя (представителя нанимателя) в период пребывания в отпуске или отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью.

Документ подготовлен по информации из Консультант Плюс

Дата создания: 11.07.2017 16:29
Дата обновления: 11.07.2017 16:29